По качеству обучения российские школьники откатились в четвертый десяток стран мира

За последние годы наша школа, только-только начавшая выкарабкиваться из системного кризиса, вновь сдала свои позиции. Причем весьма ощутимо. По читательской грамотности, как свидетельствуют оглашенные накануне итоги международного исследования качества образования PISA-2018, российские школьники в возрасте 15 лет опустились на 31-е место в мире; по математической — на 30-е; а по естественнонаучной — на 33-е. Все эти «достижения» ставят жирный крест на амбициозных планах по вхождению среднего образования России в число мировых лидеров.

фото: Геннадий Черкасов

PISA представляет собой всемирно признанную международную оценку читательской, математической и естественнонаучной грамотности среди 15-летних школьников. Заметьте: оценку не объема материала, заученного школьником наизусть, а его читательскую грамотность — т.е. умение вначале адекватно понять суть заданий, а затем выполнить их на основе полученных знаний.

Применение мощных теоретических знаний на практике никогда не было самой сильной стороной наших подростков (впрочем, и взрослых тоже). Это ежегодно подтверждали и результаты PISA. К примеру, предпоследние исследования (2016 год) дали нашим подросткам средний балл по читательской грамотности — 495 и 26-е место в мире; по естественнонаучной — 487 баллов и 32-е место; а по математической — 494 балла и 23-е место. Однако последние результаты побили даже этот сомнительный «рекорд».

Средний балл по читательской грамотности в 2019 году составил 479 баллов, что переместило Россию на 31-ю позицию. По естественнонаучной грамотности — 478 баллов и 33-я строчка. И даже по математике, представлявшей собой когда-то чуть ли не визитную карточку отечественного образования, включая среднее, наши школьники набрали лишь 488 баллов и опустились с 23-го на 30-е место!

Таким образом отечественная школа, как это ни прискорбно, откатилась в четвертый десяток стран мира, пропустив вперед не только таких общеизвестных монстров образования, как Китай или Сингапур, но и Эстонию с Латвией или Ирландию. Хорошо, что не Зимбабве…

В Минпросвете, правда, делают акцент на том, что и при таком раскладе эксперты PISA все же включили Россию в число группы стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования. Да и вообще, дают понять в ведомстве, худо-бедно, а по сравнению с началом 2000-х годов прогресс по всем трем направлениям и сейчас есть.

Однако эксперты последними результатами буквально ошарашены.

— Боюсь, что это только начало, — заявил «МК» глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Провальные итоги последнего международного исследования PISA — результат провальной политики в сфере образования. В ОЗЗПОУ идут жалобы родителей школьников со всей страны, и поток этих жалоб увеличивается. Хорошие учителя уходят из школ, а уровень тех, что там остаются, пугает — достаточно вспомнить итоги позапрошлогодних исследований уровня знаний учителей, подтвердившие, что многие из них не знают своего предмета. Такое впечатление, что вся наша школа устремлена не вперед, а назад и в принципе не соответствует требованиям времени. И потому, что, в отличие от принятой в современном мире ставки на открытые школьные пространства, наши дети по-прежнему сидят рядами за партами, дыша друг другу в затылок. И по форме подачи учебного материала. А уж в отношении системы оценивания достижений детей! За что ни возьмись, наша школьная система остается контрольно-карательной, а в итоге — не способной воспитать у учащихся ни чувства свободы, ни стремления к саморазвитию. Вся эта активность ребят за школьные годы попросту убивается на корню.

Источник

Предыдущая запись
Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031